суббота, 15 ноября 2008 г.

ставка Ющенко и МИДа Украины на то, что сближение с западными институтами возможно на почве антироссийских заявлений и действий, оказалась ошибочной.

Запад решил помириться с Россией

14 ноября начался саммит Россия — ЕС. Это первая встреча в таком формате россиян и европейцев после августовской войны на Кавказе. Накануне саммита по итогам заседания совета министров иностранных дел ЕС в Брюсселе было принято решение возобновить переговоры о новом базовом соглашении между Россией и Европейским союзом. Против возобновления диалога с Москвой по данному вопросу выступила только Литва. Даже Польша в лице своего министра иностранных дел Радослава Сикорского поддержала потепление отношений с Россией


Виновных переназначат

Во время августовского конфликта в Южной Осетии Тбилиси сумел провести успешную информационную кампанию. В отличие от российских медийщиков, традиционно ориентированных на внутреннего потребителя, Грузии удалось убедить Запад если и не в адекватности своих действий, то в их вынужденном характере. Однако сейчас образ агрессора для правительства Михаила Саакашвили формируют не только российские СМИ. Так, двое британских сотрудников миссии ОБСЕ заявили, что Тбилиси первым пошел на конфликт. Подполковник королевских ВВС Стивен Янг и капитан Райн Грист, подавший в отставку сразу после войны, утверждают, что грузинская армия вела мощный площадный обстрел Цхинвали 7–8 августа еще до ввода российских войск в Роккский туннель. Из этого следует, что нападение на Южную Осетию не было ответом на агрессию России, как утверждает грузинская сторона. Интересно, что такую версию событий опубликовала и влиятельная американская газета «Нью-Йорк таймс», ссылаясь не только на англичан, но и на ряд других представителей миссии ОБСЕ в Южной Осетии.
На встрече с коллегами по ЕС глава французского внешнеполитического ведомства Бернар Кушнер уже предложил признать поспешность своих выводов и вновь начать расследование событий, предшествовавших грузинско-осетинской войне.
Ранее в эфире Би-би-си прозвучал репортаж корреспондента Тима Хьюэлла, посетившего Южную Осетию. В нем он привел показания очевидцев о том, как грузинские танки вели прицельный огонь по жилым домам, а военнослужащие Грузии расстреливали машины беженцев, пытавшихся покинуть Цхинвали.
В довершение всего в ходе слушаний в конгрессе и сенате США, посвященных пятидневной войне, ряд представителей Пентагона и госдепа США признали, что боевые действия на Кавказе инициировала Грузия (что отнюдь не означает реабилитации России, чья реакция по-прежнему считается непропорциональной). Более того, конгрессмены Билл Делахант и Дана Рорабахер сравнили Абхазию и Южную Осетию с Косово, назвав действия Тбилиси неоправданными. А позицию США Делахант и Рорабахер назвали «травлей России». Пикантности ситуации добавляет то, что последний был спичрайтером Рональда Рейгана — именно ему приписывают авторство ярлыка «империя зла» в отношении СССР.
Вряд ли руководство ЕС и США интересует установление истины как таковой. Смена виновных в августовских событиях является условием и элементом общего курса на сближение с Москвой. Администрация Михаила Саакашвили — «досадная помеха» этому сближению, и сегодня она если и не устраняется, то, по меньшей мере, нейтрализуется: мавр свое дело сделал. Так что если новое разбирательство и будет, оно будет таким же политически обусловленным, как и предыдущее. Только с противоположным знаком.


«МЫ ОСТАЕМСЯ частью мирового процесса, соглашаясь с необходимостью возврата к переговорам», — заявил Сикорский на пресс-конференции по итогам совещания. Впрочем, у Польши все равно не было выбора. Ее вместе с Литвой и представители Еврокомиссии, и дипломаты Франции и Германии предупреждали о том, что не позволят срывать диалог с Москвой. И это при том, что двумя годами ранее Варшава успешно блокировала переговоры о новом базовом соглашении из-за конфликта с российским правительством, установившим запрет на импорт польского мяса. Тогда Евросоюз единым фронтом стал на защиту польских требований. Сейчас же, когда, казалось бы, причин для настороженного отношения европейцев к России значительно больше, полякам было наказано не путаться под ногами. Правда, в Брюсселе пообещали, что переговоры о новом базовом соглашении ЕС — Россия будут вести жестко и строить отношения с Москвой в зависимости от ее поведения. И тем не менее Россия одержала большую внешнеполитическую победу — Европа пошла на партнерство с ней без оглядки на войну с Грузией.


СВОИ ЛЮДИ — СОЧТЕМСЯ


В принципе в последних решениях ЕС ничего сенсационного нет. С первых дней войны в Южной Осетии было очевидно, что ведущие европейские государства, в первую очередь Франция и Германия, не хотят ссориться с Россией всерьез. Это быстро поняли и в Москве, а потому начали с самого начала августа прилагать большие усилия, чтобы вбить клин в трансатлантическую солидарность и оставить США без союзников в деле «наказания России». Для этого российская дипломатия постаралась назначить Вашингтон главным пособником и вдохновителем грузинской агрессии против осетин, а европейцам отвела роль «хороших парней» и миротворцев. Что бы ни говорили европейские дипломаты о РФ сейчас, именно действия российской армии на Кавказе позволили Евросоюзу одержать крупнейшую внешнеполитическую победу за все время его существования. Впервые ЕС преуспел в разрешении конфликта, который оказался не по зубам американской дипломатии. Президент Франции Николя Саркози на какое-то время стал главным ньюсмейкером на Западе, а его имя прочно вошло в название плана мирного урегулирования, на который вынужден постоянно ссылаться даже госдеп. Москва сделала Саркози поистине бесценный подарок. Ведь все его предыдущие попытки вписать свое имя в историю международных отношений и вернуть Парижу роль лидера европейской дипломатии заканчивались не слишком удачно — ни проект Средиземноморского союза, ни попытка углубить интеграцию в ЕС через введение в действие Лиссабонского соглашения не привели к заметным успехам.


Надо, конечно, отдать должное российской дипломатии. Август, сентябрь и октябрь МИД и высшее руководство РФ посвятили тому, чтобы сбить волну негатива в Европе и показать свою готовность к продолжению партнерства. Министр иностранных дел Сергей Лавров демонстративно мирился с Польшей, заигрывал со странами Бенилюкса, превратив визит министра иностранных дел крошечного Люксембурга в грандиозное событие, и подыгрывал Испании. Дмитрий Медведев и Владимир Путин раздали европейским газетам и телеканалам беспрецедентное число интервью, в которых снова и снова подчеркивали, что Москва не собирается посягать на территориальную целостность Украины и не стремится к новой «холодной войне». Россия сыграла и на давнем раздражении европейцев односторонними агрессивными действиями администрации Джорджа Буша. С первых дней конфликта европейские политики знали, что именно окружение президента США поощряло военные планы Михаила Саакашвили и помешало госдепу не допустить грузинской атаки на Цхинвали. Если грузинский лидер и был чьим-то «сукиным сыном», то явно не европейским, а потому страны ЕС не собирались ссориться из-за него с Москвой по-настоящему.


Более того, россияне показали европейцам, что готовы идти навстречу там, где затрагиваются именно их интересы, а не абстрактные ценности «евроатлантического сообщества». Например, в конце сентября Москва подтвердила, что не отказывается от ранее достигнутых договоренностей о направлении в Чад четырех военно-транспортных вертолетов и обслуживающего персонала в помощь миротворческому контингенту ЕС. В этой африканской стране Евросоюз осуществляет самую крупную самостоятельную миротворческую операцию в своей истории, и ее успех во многом зависит от помощи России. В начале ноября вертолеты и военные были направлены в Африку, а российские дипломаты заявили, что готовы обсудить с ЕС возможность проведения совместных миротворческих миссий.


Не стоит забывать и о том, что новое базовое соглашение Евросоюзу необходимо не меньше, чем России. Ведь с помощью этого договора можно защитить интересы европейских инвесторов в России, сделать российский рынок более открытым для компаний из ЕС, согласовать действия финансовых институтов в деле борьбы с глобальным экономическим кризисом. Россия не член ВТО, и у ЕС не так много возможностей подтолкнуть ее к либерализации своего торгового режима иначе как через специальные положения нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве.


ВАШИНГТОН ПОД ПРИЦЕЛОМ


Выбранная Москвой с первых дней осетинского конфликта линия на демонстративное обострение отношений с Соединенными Штатами и направление примирительных сигналов Европе выглядела слишком рискованной. Но в конечном итоге она оказалась правильной. В условиях войны российское руководство все равно не могло позволить себе примирительную риторику — ее бы не поняли ни собственные граждане, ни страны вроде Китая, давно хотевшие посмотреть, на что Россия способна в деле. Поэтому было решено, что лучше набрасываться с нападками на всеми нелюбимую и точно отходящую от штурвала администрацию Буша, чем на Запад в целом. Теперь ставка на вбивание клина между Европой и США поможет россиянам начать новый диалог и с Вашингтоном. Хотя в этом заслуга не столько Москвы, сколько Буша, который за годы своего президентства так настроил против себя европейцев, что развести ЕС и Соединенные Штаты по разным дорогам было не так уже сложно. Теперь одним из приоритетов администрации Барака Обамы станет восстановление союзнических отношений с Западной Европой, и в первую очередь с Францией и Германией. Справедливости ради отметим, что неизбежность нормализации диалога с Россией поняли и в администрации Буша. Недавняя встреча госсекретаря Кондолизы Райс с Сергеем Лавровым в Шарм-эль-Шейхе прошла в очень теплой атмосфере. Они даже договорились «продвинуть двустороннее партнерство еще до окончания срока работы нынешней администрации».


Таким образом, ставка Виктора Ющенко и лояльного ему руководства МИДа Украины на то, что сближение Украины с западными институтами возможно на почве антироссийских заявлений и действий, оказалась в корне ошибочной. Более того, сейчас продолжение конфронтационной политики Киева не только не вызывает симпатий в Вашингтоне, и тем более в Брюсселе, но и вызывает у них раздражение. Совсем скоро Запад начнет давить на Украину, чтобы она смягчила риторику в отношении Москвы и сделала шаги, которые бы продемонстрировали России готовность к диалогу. Если этого не произойдет, никто не позволит Киеву мешать формированию нового партнерства между Россией и Западом. Скорее, будут приложены усилия к тому, чтобы в Украине появилось новое руководство, более гибкое и чутко реагирующее на изменения международных тенденций.

13.11.2008
ВЛАДИМИР КАРБИВНИЧИЙ
№148 | 14 ноября 2008

Комментариев нет: